Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для
инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание
специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как
основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные
общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и
совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ
фиксируется Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
В части 3 ст. 55 Федерального закона об образовании в РФ определен особый
порядок приема детей на обучение: только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Специально оборудованные учебные кабинеты
МБУ ДО ЦДО УКМО
Адрес: 666788, Иркутская обл., г. Усть-Кут, ул. Речников д.44а,
пом. 102
Количество: 4
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Переносной спортивный комплекс «Спорт-микс» (в спортивном кабинете)
- Уличный спортивный комплекс «Игровой комплекс для площадки для детей с ограниченными возможностями ик-36»
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБУ ДО
ЦДО УКМО оснащен современной оргтехникой: компьютеры, моноблоки, ноутбук, интерактивное
оборудование: проектор, доски; конструктор «Legowedo2.0», планшеты, микропроцессоры.
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых
осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения
относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при
решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности
и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал
в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства,
так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем
предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы,
модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы,
видеофильмы, медиатека. При использовании наглядных средств соблюдается ряд
условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в
соответствующий момент занятия; необходимо четко выделять главное, существенное
при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе
демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно
согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически
выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать
самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов территория МБУ ДО ЦДО УКМО
имеет асфальтированное покрытие. Доступ на территорию МБУ ДО ЦДО УКМО, в здание
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обеспечивается с помощью
пандусов, внутри здания-поручни, имеются специальные приспособления в санитарно-гигиеническом
помещении (туалет), расширенные дверные проемы, доступные входные группы. При
необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание будет
предоставлено сопровождающее лицо. При входе в здание размещена вывеска с
названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных
рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Специальные условия охраны здоровья
В МБУ ДО ЦДО УКМО определена оптимальная учебная нагрузка и режим учебных
занятий в соответствии с требованиями СанПиН; ведется пропаганда здорового
образа жизни; созданы условия по обеспечению безопасности обучающихся во время
пребывания в МБУ ДО ЦДО УКМО.
Все учебные кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для
организации безопасного процесса обучения.
Здание МБУ ДО ЦДО УКМО оснащено противопожарной звуковой сигнализацией,
необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой
информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания первой помощи в учреждении имеется медицинская аптечка.
Проводятся занятия по адаптивной физической культуре с использованием
переносного спортивного комплекса «Спорт-микс».
Созданы условия для двигательной активности с целью профилактики
заболеваний и оздоровления обучающихся: установлен уличный игровой комплекс для
детей с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБУ ДО ЦДО УКМО осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети
Интернет для всех обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ
имеется во всех учебных кабинетах.
Информационная база ЦДО:
·
электронной почтой;
·
выходом в Интернет;
·
сайт учреждения, разработанный с
учетом потребностей слабовидящих людей (версия для слабовидящих).
Услуги сети интернет, доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии
с договором на оказание телематических услуг оператором ООО «Связь».
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
инвалидов по зрению и слуху в ЦДО не предусмотрен, т.к. отсутствует категория
детей с нарушениями слуха и зрения.
Доступ в кабинет, оборудованным компьютером и сетью интернет, лицам с ограниченными
возможностями передвижения обеспечен на первом этаже здания, т.к. по типовому
проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дедушка и внучек
https://www.youtube.com/watch?v=qsjfRsZydi4
Необыкновенный матч
https://www.youtube.com/watch?v=qMdOSelu1bU
Спортания. Здоровый образ жизни
https://www.youtube.com/watch?v=BbP88kJW4GQ
Обучающий мультфильм о хоккее
https://www.youtube.com/watch?v=SqIpZyukwwE
Петух и краски
Цвета радуги
https://yandex.ru/video/preview?filmId=9445603616272569824&text=мультфильм+цвета+радуги
Пластилиновая ворона
https://www.youtube.com/watch?v=SADHiKBVfE0
Осенние корабли
https://www.youtube.com/watch?v=Pp0pHiKdw04
Бумажки.На вкус и цвет
Бумажки. Небумажное настроение
Бумажки. Запасы на зиму
Бумажки. Маленький океан
Самый маленький гном
1.Серия №1.https://www.youtube.com/watch?v=XiGZbgEqAL8
2.Серия № 3.https://www.youtube.com/watch?v=n4vKYz6O_bk
3.Серия № 4.https://www.youtube.com/watch?v=t5WMgc6VudI
Волшебный кувшинчик и дудочка
Первая скрипка
Веселые гуси
Летучий корабль
Крокодил Гена и Чебурашка
Бременские музыканты
Маша и медведь (серия 29)
Басня «Квартет» И. Крылова
Три поросенка и серый волк
Кошкин день
Песенка мышонка
Симфоническая сказка «Петя и волк»
Осень
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3430169651745920846&text=развивающие+мультфильмы+осень
Учим геометрические фигуры
Занимашки
Машинки лего
Пожар в Лего-городе
Общественный транспорт
1.https://www.youtube.com/watch?v=kuYBWcoGnXg,
2.https://www.youtube.com/watch?v=WKcxjS_xunc\,
3.https://www.youtube.com/watch?v=n_JW4mggioA
Песни для детей
«Два веселых гуся» (украинская
народная песня)
https://deti-online.com/pesni/pesni-dlya-malyshey/dva-veselyh-gusya/
«Варим кашу» музыка Е.Кашин, слова
Н.Кузьминых
http://mp3iq.com/m/77304-talisman/43843916-varis-kashka-ochen-vkusno/
«Маленькая страна», музыка и слова
И. Николаева
https://muzykazhizni.ru/search/malenkaya-strana
«Во саду ли, в огороде» (русская
народная песня)
https://narodnye-pesni.ru/russkie/13-vo-sadu-li-v-ogorode.html
«Озорная полька», А. Филиппова
http://mp3iq.com/m/70612-detskaya/121502089-ozornaya-polka-veresokina/
Логоритмические разминки
Песня про жирафа
https://hitmo.me/song/66601332
Пяточка носочек
https://hotplayer.ru/?s=пяточка%20носочек
В автобусе сидим
https://ipleer.com/q/вот+мы+в+автобусе+сидим/
Мы пойдем налево…
Спортания. Зарядка для детей
https://www.youtube.com/watch?v=b0lnHl0cxGo
Лего-конструирование:
LegoEducationWeDо:
https://yadi.sk/i/Rswo5ElkHsZtcw
Игры для развития мелкой моторики
2.https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-palchikovie-igri-dlya-detey-s-ovz-3040930.html
3.https://multiurok.ru/files/kompleks-palchikovoi-gimnastiki-s-detmi-s-ovz.html
4.https://multi-mama.ru/palchikovaya-igra-vesna/
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/pal-chikovyie-ighry-dlia-uchashchikhsia-s-ovz
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Кабинет учителя-логопеда
№ п/п |
Название |
Назначение |
Количество |
1 |
Интерактивное развивающее
пособие с программным обеспечением для индивидуальных и групповых занятий «Говорящие картинки» |
Развитие слухового
восприятия, улучшение артикуляции, расширение словарного запаса, развитие
речи |
1 шт. |
2 |
Интерактивное развивающее
пособие с программным обеспечением для индивидуальных и групповых занятий «Лого игры» |
Развитие и тренировка органов
речи. формирование навыков владения голосом |
1 шт. |
3 |
Интерактивное развивающее
пособие с программным обеспечением для индивидуальных и групповых занятий «Игры со словами» |
Развитие внимания памяти,
восприятия, расширение словарного запаса, развитие связной речи |
1 шт. |
4 |
Интерактивное развивающее
пособие с программным обеспечением для индивидуальных и групповых занятий «Логоритмика» |
Развитие крупной моторики и
координации, развитие слухового восприятия и памяти, развитие голосовых
функций, чувства темпа, ритма, мелодико-интонационной стороны речи |
1 шт. |
5 |
Интерактивное развивающее
пособие с программным обеспечением для индивидуальных и групповых занятий «Смотри и говори» |
Расширение и закрепление
словарного запаса, улучшение произношения, развитие коммуникативных
способностей |
1 шт. |
6 |
Многоцелевой инструмент«Special education tools» |
Прослушивание собственной
речи, оценка неправильного звукопроизношения |
1 шт. |
7 |
Комплекс диагностических и
учебных материалов с программным обеспечением дляобучения лиц с потерей
слуха I - IV степени |
Пособия 10 шт. Диск п/о1 шт |
|
8 |
Слухоречевой тренажер «Соло
-01 В» |
Предназначен для обучения лиц
с потерей слуха I - IV степени, индивидуальной работы преподавателя с
обучающимся по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной
речи |
1 шт. |